МАСТЕРИНГ Master.
*Повышаем частоту дискретизации до 88.2 kHz
Для повышения качества эквализации
*Bass Maximizer
*Эквализация общего файла
Редактируем определенные спектры частот. Выстраиваем общий звук.
* Waves C4
В ряде случаев можем заменить необходимость в последующей обработке компрессором, лимитером, эксайтером.
* Compressor (при необходимости)
*Лимитер (при необходимости)
*Эксайтер (при необходимости)
* Kоррекция стереобазы (Hyperprism Quasi Stereo и/или Waves S1 – Stereo Imager +)
-Пресет Hight End Stereo
*Контроль на моносвместимость
плаги
*Понижаем частоту дискретизации до 44,1kHz
*L1 – Ultramaximizer+ (ограничитель пиков + дизеринг-процессор )
Если используете Wave Lab, отключите дизеринг-процессор в мастер-секции программы
*Слушаем несколько раз. Cохраняем сделанное.
Слово мастеринг можно понимать по-разному. То, что я попытался описать выше это один из трех этапов мастеринг – ДОВОДКА ЗВУЧАНИЯ. Итак, две основные вещи, которые мы делаем на этом этапе:
1. Частотная коррекция - эквализация
2. Динамическая обработка - компрессия
Характер звучания зависит от того, в какой последовательности происходит обработка – сначала процессором потом эквалайзером, или эквалайзером потом процессором.
На словах разницу не опишешь, но она довольно ощутима. Опять же, все зависит от того, что вы хотите получить в итоге. Делайте эксперименты, ваше ухо почувствует какой звук для него приятней.
Теперь рассмотрим весь процесс по порядку. Это мое субъективное мнение. Если в чем-то я не прав, то поправьте меня пожайлуста.
Значит так, весь процесс разделен на три этапа.
1. Частотная коррекция
2. Динамическая обработка
3. Остальные
*Повышаем частоту дискретизации (для повышения качества эквализации – 88.2 kHz)
Для повышения качества обработки звука эквалайзером. Я это делаю на частоте 88.2 КгЦ., т.е. на удвоенной частоте дискретизации Compact Disk’а. Именно на удвоенной т.к. передискретизация в целое число раз является более достижимая цель с точки зрения сохранения качества звука.
*Bass Maximizer
Улучшение восприятия басов. Восприятия, а ни самих басов, как многие думают.
*Waves C4
Процессор Waves C4 одновременно может быть компрессором, экспандером, эквалайзером и диэссером. Я думаю этим все сказано.
*Compressor (при необходимости)
Сужаем динамический диапозон. Мягкая компрессия. Делаем все на слух.
*Лимитер (при необходимости)
Плотность и громкость звука. Все на слух, здесь никакие пресеты не помогут.
*Эксайтер (при необходимости)
После обработке, звук приобретает “четкость”, ”прозрачность”. Все делается на слух.
*Kоррекция стереобазы
Расширяем стереобазу. Появляется более ощутимое стереоощущение. Контроль на моносовместимость..
*Понижаем частоту дискретизации до 44,1kHz
Финальный звуковой файл должен иметь частоту дискретизации 44 КгЦ и разрешение 16 бит.
*L1 – Ultramaximizer+ (ограничитель пиков + дизеринг-процессор )
L1 – Ultramaximizer+ осуществляет финальную обработку звука. Поэтому я его ставлю последним в цепочке эффектов для мастеринга.
Вот так вот…
Только не думайте, что это надо все использовать одновременно. Кое-что может быть исключено. К примеру, в место компрессора можно использовать такие вещи как, Loudness Maximizer для повышения субьективной громкости, его применять нужно в самом конце и после не делать никаких обработок, а можно не использовать компрессор вообще. Точно также и Лимитером, Эксайтером и др.
Одним словом. Делайте эксперименты! Если вы делаете все правильно, а что-то не звучит, проверьте еще раз этап сведения. От него тоже много что зависит.
И еще идеальный звук – не обрабатывают. Отсюда вывод - идеального звучания нет. По крайней мере, я не встречал.
PS.
Что касается master, pre master – то первое это мастеринг с последующей записью на DAT кассеты, CD, винил и др. А pre-master мы свертываем в мз3, вав, реал аудио и т.д и т.п.
И не подумайте, что мастер обрабатывают еще раз этими же эффетами. Я не совсем из ума выжил. Все обрабатывается с исходного сведенного файла.